Представление опыта работы: «Физическая культура ребенка – забота семьи и дошкольного учреждения»

Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ

Автор: Матвеева Светлана Анатольевна

Организация: ГБДОУ детский сад № 26 компенсирующего вида Пушкинского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург, г. Павловск

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление здоровья детей, а также их эмоционального благополучия.
Наша основная задача – привить ребенку необходимость быть здоровым, воспитать уважение к собственному здоровью и желанию его беречь. Известно, что здоровье человека более чем наполовину зависит от образа жизни.

Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.

Существуют различные формы работы с родителями.

Давайте вспомним те формы совместной деятельности по формированию участники образовательного процесса, а именно педагоги-дети-родители.

Традиционные формы: семейные спортивные соревнования; акции  «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений, проектная деятельность, дни  открытых дверей.     

Нетрадиционные формы: организация практикумов, мастер-классов, проведение викторин, например, «Что, где, когда?».

Просветительские формы: совместно с родителями оформить уголок в  группах по основам здорового образа жизни для детей (наполнить его  оборудованием, сделанным совместно на мастер-классе), подбор литературы по ЗОЖ, использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни у детей, распространение лучшего опыта семейного воспитания.

Во время проведения совместных мероприятий происходит интегрирование, т.е. объединение педагогов, детей и родителей, во время которого мы затрагиванием наши образовательные области, про которые говорится в ФГОС.

В нашей группе очень активные родители, которые живо интересуются всем происходящим и во всем принимают активное участие. Для каждого родителя самое важное – это здоровье своего ребенка, поэтому в течении года мы систематически выставляем познавательный материал на тему о здоровье детей на информационном стенде и в социальной сети ВКонтакте, своевременно доводим информацию о медицинских назначениях, ведём карту индивидуального маршрута ребёнка. На «Неделе здоровья», в рамках годового плана, я провела для родителей моих воспитанников родительскую гостиную «Путешествие в страну здоровья» и рассказала им о том, чем мы занимаемся с детьми во время пребывания детей в детском саду и какие здоровьесберегающие технологии помогают расти здоровыми их малышам.

Цель: знакомство родителей младшей группы с современными здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в группе и ДОУ.

В самом начале нашей встречи, я предложила родителям на один день превратиться в детей и отправиться в путешествие в «Страну здоровья».

Каждое наше утро начинается с зарядки.

Комплексы зарядки разработаны для каждого возраста инструктором по физической культуре.

Чтобы зарядка проходила интересно, я использую атрибуты: ленточки,  мячи и султанчики, для детей старшего дошкольного возраста планирую добавить гантели.

После   зарядки дети вместе с воспитателем выполняют дыхательные упражнения по методике Стрельниковой.  Я довела до родителей информацию о том, что данная методика основана на вдохе, он шумный, резкий и короткий, выдох абсолютно пассивный. Вдох делается одновременно с движением, не должно быть вдоха без движения, а движения без вдоха. Для родителей это была новая информация и они с удовольствием выполнили некоторые упражнения вместе с воспитателем.

Также в группе созданы игровые пособия на развитие дыхания.   (Цветочки с бабочками, которые нужно сдуть, колпачки с героями из сказок, «Горячая» чашка с чаем).

Во время мытья рук используем песенки и потешки.

Умывание

Ой лады-лады-лады

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Для создания благоприятного психологического климата для детей, в группе использую речевые установки перед началом занятий.  

Цель речевой установки – позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу и к воспитателю. В начале образовательной деятельности мы с детьми встаём в круг и берёмся за руки. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что он очень рад видеть всех и сегодняшний день принесет им много интересного и т. д. Слова могут быть разными, они должны показать детям, что им рады.

Например: «Здравствуйте, ребята. Возьмитесь за руки и почуствуйте как тепло ваших рук побежало по кругу. Опустите руки. Вот мы с вами и поделились друг с другом теплом и добротой»

На экране, для родителей, представила текст встречалки, которую  предложила проговорить вместе со мной  «Слева друг и справа друг» (автор Слюсаренко).

Слева друг и справа друг,

Очень дружный общий круг.

Все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Перед продуктивными видами деятельности (такими как лепка, аппликация или рисование) провожу с ребятами пальчиковую гимнастику.

Например: «Жук»

В нашу группу жук влетел, закружился и запел

Жу-жу-жу, жу-жу-жу очень весело кружу

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет

Детям на нос сесть он хочет

Ты жучишка не шали

Где мы скажем –там сиди

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Хлопнем дружно хлоп-хлоп

Улетай скорей жучок

 

Чтобы детям было интереснее, можно использовать атрибуты, например, прищепки.

Маленькая гусеничка любит поиграть

Маленькими ножками по листикам шагать.

1 2 3 4 5 вышла в сад она гулять.

(на каждую фразу прищепку «надеваем» на пальчик)

Во время занятий с детьми провожу гимнастику для глаз. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, используя стихи.

Например:

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз

Влево, вправо, кругом, вниз

Повторять ты не ленись

Глазки влево, глазки вправо

И по кругу проведём

Быстро, быстро поморгаем

И немножко отдохнем (Закрыли глазки, открыли) Молодцы.

 

В интерактивной комнате, пользуясь Smart- оборудованием, делаю с ребятами электронную гимнастику для глаз.

Также использую физминутки, для отдыха детей во время образовательной деятельности. Между занятиями динамические паузы. В эти динамические паузы можно включать игры малой подвижности. Родителям было предложено поучаствовать в хороводной игре «Венок» и принять участие в игре «Дружба» (в парах)

 

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

 

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся занятиям по физической культуре и занятиям в бассейне. Причём, в каждой возрастной группе физкультурные занятия имеют разную направленность.

В группе и на улице проводятся игры разной подвижности.

Зимой родители задавали много вопросов по поводу прогулок, и все эти вопросы не остались незамеченными. Мной была изготовлена памятка для родителей «Прогулка в зимний период», в которой была изложена информация о правилах проведения прогулок в соответствии с нормами СанПин.

После прогулки, перед обедом, вместе с ребятами выполняем  упражнения с использованием шишек и массажных мячей. Можно использовать обычные карандаши.

Например:

Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

В свободное время с детьми делаем массаж и самомассаж.

Например: массаж спины "Дождик". Надо встать парами. Это может быть сосед рядом или спереди. Договоритесь, кто хочет быть «спинкой», а кто – «дождиком».

Массаж проводится под песню Е. Поплянской (сб. «А мы на уроке - играем»)

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.

Дома, дома посидите-

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Постукивание пальчиками.

        Почитайте, поиграйте-

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Поколачивание кулачками.

Дождик бегает по крыше-

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Поглаживание ладошками.

 

Напомнила нашим родителям о значимости режима дня для дошкольников. В дошкольном учреждении обязательно соблюдается режим дня, что тоже очень важно для здоровья детей. В нашей группе режим дня строго соблюдается.

Сон – очень важен для дошкольников. Во время засыпания использую музыкотерапию. Музыка - это очень важный элемент, музыка помогает детям с повышенным мышечным тонусом расслабиться и погрузиться в сладкий сон. Использую классическую музыку, она улавливает эмоциональное состояние, особенно детей с ОВЗ.

Подъем после сна в нашей группе постепенный, с бодрящей гимнастикой. Форма проведения может быть различна: упражнения в кроватках или в группе, ходьба по ребристым дорожкам. У нас есть – «Дорожки здоровья», по которой мы ходим в носочках.

Родители с интересом рассматривали наши дорожки и прошлись по ним.

       

Современные дошкольники порой загружены не меньше школьников и это отрицательно сказывается на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Хочу отметить, что этим приемом я пользуюсь, только в случае, если вижу, что дети перевозбуждены.

Например: упражнение на релаксацию и развитие воображения

«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»


Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. «Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.
Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.»

В успешности проведенного мероприятия я убедилась когда родители оставили свой отзыв на сайте дошкольного учреждения. Родители заинтересовались материалом, который мы используем в работе и мы поделились картотеками, отправив их по электронной почте.

Таким образом, систематическая, правильно организованная оздоровительная работа в дошкольном учреждении и семье воспитанников, помогает дошкольникам быть активными, жизнерадостными, любознательными, а главное здоровыми.

 

 

Используемая литература:

  1. Степанкова Э.Я. «Сборник подвижных игр» изд. «Мозаика-синтез», 2014
  2. Бабенкова Е.А.  Подвижные игры на прогулке. – изд. «Сфера», 2011
  3. Рудина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр.  – изд. «Кристалл», 1997
  4. Подольская Е.И.  Необычные физкультурные занятия для дошкольников.  – изд. «Учитель», 2010.
  5. Т.А.Шарыгина   Спортивные сказки – ООО «ТЦ Сфера», 2014
  6. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова Прогулки в детском саду. Подг.группа. Москва 2013
  7. Проценко Т.А.  Оздоравливающие игры для малышей.  – изд. «АСТ – пресс», 2000. 

Интернет ресурсы: nsportal.ru, infourok.ru, maam.ru, prodlenka.org

Опубликовано: 23.07.2024