Организация экологических проектов в ДОУ
Конференция: Деятельность воспитателя в условиях ФГОС ДО
Автор: Журавлева Ольга Юрьевна
Организация: ГБДОУ детский сад № 159 Адмиралтейского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Можно сказать, что формирование и обогащение экологических представлений у старших дошкольников, изучение окружающего мира результативнее осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как стимулирует интерес детей к проблемам природы, способствует овладению определённой системой знаний и применению их на практике. Чтобы решить проблему и реализовать идеи экологических проектов, ребенку необходимо применить свои знания, умения на практике и получить результат - продукт своей деятельности. Поэтому при реализации проектов воспитателю необходимо соблюдать этапы проекта, где учитываются индивидуальные, возрастные особенности ребенка, способствующие росту познавательного интереса и развитию социальнокоммуникативных навыков. В современной образовательной практике «проектный метод» всегда предполагает решение какой-то проблемы. В этом случае педагог выступает как источник информации и возможных направлений поиска. Но главным условием при этом остается самостоятельная активность ребенка в процессе принятия решений, выбора способов достижения цели, определения алгоритма работы и расстановки акцентов на материал по степени важности с точки зрения и интересов самого ребенка. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Наблюдая за детьми, мы убедились, что причины недостаточных экологических представлений у дошкольников является:
- отсутствие заинтересованности,
- у детей ситуативное внимание к объектам природы,
- неумение устанавливать связи в природе.
А также ограниченность, недостаток эмоциональных впечатлений при взаимодействии с природой. (это связано с тем, что у детей не было опыта, не обращали их внимание на какие-то интересные, необычные моменты, которые могли бы вызвать у них определенные впечатления, зависит это конечно от взрослых, которые находятся рядом с детьми)
Для детей дошкольного возраста экологические проекты могут быть очень разнообразны: творческие, игровые, исследовательские, познавательные. Исходящим пунктом выбора экологических проектов является:
1.Интересы детей (проблемность в организации проектов)
2.Сочетание с задачами программы
3.Проекты предусматривают самостоятельную активность детей
4. Создание конкретного продукта.
Работа над проектом предполагает создание конкретного продукта:
1. Исследовательский: выставка работ детей, это может быть «Осенний вернисаж», выставка фотоальбомов, конкурс- выставка поделок из природного материала «К нам осень пришла» и т.д.
2. Творческий: выставка детских работ, презентация мини-книг, сделанных детьми и их родителями, фотоконкурс газет.
Детские постановки.
3. Информационный (познавательный): конкурс-выставка плакатов «Любить природу – значить беречь и охранять ее», лепбук на тему «Сохраним окружающую среду», выставка работ детей, различные коллекции.
Принципы выстраивания взаимодействия педагога с ребенком в рамках проектной деятельности для обогащения экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (Голицина Н.С., Сенновская И.Б.):
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе необходимо использовать оригинальные вопросы, ситуации, материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Необходимо стремиться к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому нужно ставить акцент на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
В проекте обычно интегрируется содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.