ПРОГРАММА индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении

Конференция: Актуальные вопросы дошкольного образования

Автор: Павлова Юлия Николаевна

Организация: Детский сад № 180 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Новоалтайск

Пояснительная записка

Индивидуальная программа для ребенка с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС). В   соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014); Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012.; Уставом Учреждения, Требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.

Уровень психического развития ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

На фоне инклюзии часто наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ, растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи обеспечения гарантий получения специальной психолого ­ педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности и обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Наше учреждение осуществляет образовательную деятельность адресованную воспитанникам, имеющим задержку психического развития. Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом рекомендаций коррекционной программы «Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1. Книга 2./ Под ред. С. Г. Шевченко. – М. Школьная Пресса, 2005.

В сентябре 2019   года, в дошкольное учреждение поступил ребенок  5 лет, у которого отсутствовала речь, вёл себя неадекватно, постоянно кричал и не реагировал на окружающих. По заявлению родителя, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПк было проведено обследование.

Психолого-педагогическая характеристика

ФИО ребенка, год рождения, проживающий по адресу____________

Мальчик проживает в полной семье. В семье хороший микроклимат. Родители имеют высшее образование. Родители в полной мере понимают необходимость коррекционных занятий.

Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. Дошкольные образовательные учреждения посещал. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).

Заключение специалистов:

  • Педиатр -
  • Невропатолог –
  • Офтальмолог -
  • Лор -
  • Психиатр -

Мальчик – единственный ребенок в группе, имеющий сложный дефект.

Обучается по адаптированной образовательной программе. Общее физическое развитие не соответствует возрасту.

Принимает учебную задачу, но не может спроектировать шаги ее выполнения. Ребенок не стремится целенаправленно узнавать новое, не проявляет интерес к окружающему миру. Познавательный интерес ограничен программным материалом, достаточно устойчивый, поверхностный. Отмечается средний уровень учебной мотивации.

Самостоятельное планирование учебных действий и игровой деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется направляющая помощь педагога. Не находит способа преодоления возникающих трудностей и не обращается за помощью к педагогу. Адекватно принимает помощь. Не всегда критично оценивает результаты своей деятельности.

Зрительное восприятие характеризуется фрагментарностью, низкой скоростью, недостаточной точностью; недостаточно четко дифференцирует объекты, не имеющие четко очерченных контуров и выраженной контрастности (в окружающем пространстве). Для полноты осмысленности воспринимаемых объектов необходима направляющая помощь педагога. Вследствие нарушения зрительного анализа, отмечается недостаточная избирательность и направленность восприятия.

Из всех типов внимания больше всего страдает слуховое внимание. Снижен объем, переключение, распределение, концентрация внимания. Ребенок испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.

В деятельности преобладает механическое запоминание. Достаточно хорошо сформировано произвольное запоминание. Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Воспроизведение учебной информации часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Доминирует непроизвольное запоминание.

У ребенка преобладает наглядно - образное мышление, а словесно-логическое развито ещё не в полной мере. У мальчика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Он самостоятельно не устанавливает причинно - следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный.

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Он понимает смысл отдельных слов обиходного значения. Затруднено называние частей предметов. Не узнает предметы по описанию. Не развит глагольный словарь (голоса зверей и птиц, профессии, действия животных). Затрудняется в употреблении предлогов. Низкая речевая активность и бледная эмоциональная окраска самостоятельных высказываний. Отмечается наличие бедного словарного запаса. Пассивный словарь преобладает над активным. Навык самоконтроля развит слабо.

На занятиях по математике выполняет отсчет предметов по заданному числу и сравнение предметных множеств только с помощью. Осуществляет прямой счет в пределах 3.

Мальчик не любит рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации. Мелкая моторика развита недостаточно.

Адресность:

На основе проведенного психолого-педагогического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника группы компенсирующей направленности ФИО ребенка, г.р.

Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Цель:

Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.

Помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Задачи:

- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;

- провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;

- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения;

- разработать механизмы взаимодействия узких специалистов с учителями, воспитателями, медицинскими работниками, родителями (законными представителями) учащегося;

- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком;
  • регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
  •  смена видов деятельности в процессе одного занятия;
  • повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
  • игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

        · опора на сенсорные анализаторы.

 

Условия проектирования и реализации программы сопровождения

 

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

 

Психолого-педагогическое обеспечение

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей зрительной и слуховой функции, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);

Обеспечение участия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно - развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в наличии свободного доступа ребенка к специально адаптированным предметам, позволяющим обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды в нашем образовательном учреждении. В том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка в помещение образовательного учреждения и организацию его пребывания и обучения в учреждении (наличие специальной разметки лестничных пролетов, специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

 

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья воспитанника;

- развитие его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанника;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

- формирование прочных учебных умений и навыков.

Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:

1. Социально-коммуникативное – реализует педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие– реализует музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

 

Педагог-психолог

Задачи:

· формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

 

· формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

· формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

· формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

· формировать навык преодоления аффективных состояний.

· развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

 · развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

 · развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение,

· развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями).

 · развивать мимику лица, позы и жесты тела.

· обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства.

· корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Набор дел для занятий

1. Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке. 2. Игры направленные на выделение части и целого(разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша».) 3. Игры на классификацию. Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине 4. Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.- «Кто теперь?» 5. Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.завязывать шнурки и застегивать пуговицы, Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины 6. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить). 7. Игры на формирование знаний частей тела. 8. Сенсорные игры. Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т. д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.

2. Воспитатель

Задачи:

 

· формировать дошкольные знания и представления

· формировать трудовые умения и навыки;

· развивать художественно – творческие способности.

1. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). 2. Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. 3. Формировать у ребенка представление о собственном теле. 4. Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком. 5. Перекладывание предметов из одной коробки в другую. 6. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. 7. Нанизывание шаров на шнур («бусы»). 8. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. 9. Знакомство с цветами радуги. 10. Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и .т.д 11. Выбор предметов игрушек по картинке 12. Группировка различных парных предметов по величине. 13. Собирание вкладных кубов. 14. Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей 15. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец) 16. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. 17. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали. 18. Постройки из детских наборов строительного материала. 19. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета. 20. Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т. д. на усложнение. 21. Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером. 22. Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении. 23. Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка). 24. Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

3. Учитель- логопед

Задачи:

· формировать способность к подражанию движений и звуков;

· формировать способность к зрительного контакта во время общения;

· развивать слуховое внимание;

· развивать артикуляционный аппарат;

· развивать фонематический слух; · развивать дыхание (отработка воздушной струи); · развивать мелкую моторику;

· развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

· расширять словарный запас;

· работать над постановкой звуков.

Набор дел на занятие: 1. Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой. 2. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи). 3. Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (бульбулъ, хлоп-хлоп). 4. Обучение произнесению гласных звуков (a-a). 5. Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; папа; баба). 6. Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. 7. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает ребенку его выполнить). 8. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами {сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук. 9. Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук. 10. Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.). Планируемые результаты логопедической работы:

· правильная артикуляция звуков в различных позициях;

· смотрит в лицо;

· исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

· реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

· выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.д);

· налажен контакт глаза в глаза;

· выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

· соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

· знает основные цвета.

4. Музыкальный руководитель.

Задачи:

· формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

· формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

· развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

· развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

· развивать чувства ритма.

1. Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишкакосолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.). 2. Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом учитываем, что мальчик может быть очень чувствительным к слабым раздражителям. 3. Знакомство с музыкальными инструментами 4. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов. 5. Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию. 6. Работа над дыханием. 7. Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами 8. Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки; 9. Обучать различению звуков, производимых предметами. 10. Учить определять местоположения источника звука, тренировка  слухового восприятия (свисток, погремушка) .

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.

 

 

Полный текст статьи см. в приложении.

  • file0.docx (52,3 КБ)
  • Опубликовано: 11.05.2024